?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Бесы
земля
julikra
  Телевизор не смотрю. Поэтому о "Бесах" узнала только вчера от близкой подруги. Вспоминая недавние экранизации Фёдора Михайловича - исключительно удачную бортковскую постановку "Идиота" и весьма неплохую морозовскую трактовку "Братьев Карамазовых", я тут же, несмотря на позднее время, понеслась на "Россию 1" и стала смотреть. Смотрела, не отрываясь, до 4 утра... Что же, что же...
 (В скобках замечу, что считаю "Бесы" - главным, хоть и самым  тяжелым романом Достоевского, романом, просто обязательным для чтения)
  Первый же вопрос, который возник ещё до нажатия кнопки "Play": "Как это возможно - уместить такую объёмную и значимую книгу всего в 4 серии?" Оказалось, что невозможно. Ибо то, что получилось у авторов на выходе - в общем неплохая вещь, но это - не "Бесы" Достоевского. И в то же время, они. Как это понимать? А вот так: знаете, есть такие детские переложения объёмных книг для облегчения ребёнку чтения - называются они, кажется, "Сокращённые издания" или "Издания в сокращённом переводе". Так вот, этот фильм и есть такой "сокращённый перевод".
  Из огромного романа, просто кишмя кишащего выпуклыми персонажами, страстями и идеями (ведь каждый, КАЖДЫЙ герой этого романа несёт свою собственную ИДЕЮ, и в общём-то говоря, действуют там именно не люди, а ИДЕИ) вышел весьма динамичный, хотя местами непонятный (из-за малости времени) детектив, созданный для всех слоёв публики.

Сначала о хорошем.

  Подбор актёров - отличный. Их игра также вопросов не вызывает (кроме Лямшина). Ставрогина я себе совсем не так представляла, но Матвеев справился хорошо - и таким он тоже вполне мог быть. Даже очень он мог быть именно таким!



От чего я в полнейшем восторге, так это от актёрской игры Антона Шагина - он стопроцентный Верховенский! Полагаю, именно таким его видел и Фёдор Михайлович - скользкий, юродствующий, тщеславный циник с незаурядным умом и извращёнными идеями, харизматичный до отвращения... И как только можно было делать такие гримасы, как Шагин, при этом ни грамма не переигрывая! Его лицо, такое наивно-милое в обычной жизни, претерпевает под воздействием его игры такие невероятные метаморфозы, что остаётся только стоя аплодировать. И интонации, и жесты, и позы...Великолепная пара Матвееву, он здесь раскрылся, как актёр, абсолютно. Браво ему!



  Настолько же удался и Шапов Евгению Ткачуку. Лиза также прекрасна, но как можно было ей, такой изломанной, тонкой, любящей до смерти, уделить экранного времени меньше, чем Марье Тимофеевне? Вот тут, кстати, тоже абсолютное Браво - Маше Шалаевой!



... Кириллов, Шапов, Даша, генеральша, Верховенский-старший, Лебядкин, Федька, "наши" - все, все хороши! (повторюсь, только Лямшин слегка отстаёт от общего уровня)... Подбор и игра отличные, но как же, Боже, мало времени уделено каждому персонажу и его Идее! Ведь в романе, вспомните! Сепану Трофимычу посвящена добрая четверть книги, а здесь, несмотря на гениальность Костолевского, боюсь, у зрителя, не читавшего книгу, об этом герое сложится какое-то непонятное представление.... И так - со всеми - не герои, а их краткое переложение. Из-за малого объёма всё уплощено, спрессовано и кастрировано. Выражены не сами Идеи, а лишь их обрывки. Этот бы сериал - серий на 12-15, да избавить его от совершенно излишней, популистской детективности (да простит меня как всегда великолепный Маковецкий).



И отдельное спасибо - художнику-постановщику, художнику по костюмам и оператору - они молодцы! Атмосфера выдержана абсолютно.

  Теперь о трёх моментах, которые покоробили и бросились в глаза. Первое - вывернутость сюжета наизнанку. В книге действие разворачивается очень постепенно, порою даже замедленно. И осознание адовости происходящего происходит также медленно, но чётко формируется ещё до первых смертей. Здесь же начато практически с конца - в угоду детективной затравке. Достоевский, мне кажется,  не должен терпеть таких переворотов, ведь это значительно меняет дух и понимание произведения.
 Второе -  звуковые  демонические спецэффекты при появлении в кадре Ставрогина или Верховенского-младшего. Ну буквально, расчитано на зрителя-дурачка - ах, вы ещё не поняли, кто тут главные Бесы? - даём маячок... Это фу.
  И третье - попсовость концовки. Нет, идея мне понятна - Даша хотела спасти Ставрогина - не смогла. Но спасла Верховенского, Бес побеждён. Ну что за американистый хэппи-энд, зачем? Ну не нужна Достоевскиму отсебятина, лишнее это... Лучше бы последнее путешествие и смерть Степана Трофимовича показали и генеральшу, даже у смертного одра любимого не умеющую избавиться от ревности...

  Итог: фильм интересный, но спорный, смотреть рекомендую, читать роман советую ещё больше (причём, до просмотра). Великие книги не терпят сокращений, ибо потерь слишком много.

  • 1

ЭТО НЕ ДОСТОЕВСКИЙ!!!

Вот какой экранизации не ждала так это бесов... Слишком сложно, не один сезон снимать надо.
может легче тем кто не читал, у меня ощущение, что "понадергали" самое рейтинговое для нынешнего времени.

Актеров жалко, меня наверно только их игра держала у монитора все 4 серии. Они от и до прочитали, в свои роли вжились. Выдали, за редким исключением, что-то замечательное, а получился НЕ Достоевский.

У меня к экранизации Карамазовых претензии, что уж тут говорить.

  • 1